Back to All Events

Выставка "Они погибают, а я остаюсь жить"


3.jpg

За период необъвленной войны в стране произошло большое количество социальных потрясений - начиная от изменения общественных норм до трансформации коллективного мышления. Радикализация политической жизни, движение в сторону диктата конформизма порождает конфликт между многообразием индивидуальностей и национальным сознанием, границы которого определились антирусскими архетипами.
Новые ценности проявились в возрождении милитаристских настроений, спровоцированных необходимостью вести истощяющую борьбу с противником. Сознание сформированное в военный период отбрасывает общество на предыдущие этапы развития и неизбежно искажает будущее и настоящее, которое объясняется через опыт травматического прошлого. Подобные метаморфозы вряд ли имеют что-то общее с западным вектором развития выбранным Украиной. Ведь именно чувство достоинства и ощущение свободы, которые всегда были индивидуальны для каждого народа, стали основополагающими для стран европейского сообщества, научившегося отпускать завоеванные территории во имя свободы и демократии.
Но идеи либерализма в мировом контексте оказались нежизнеспособны. На наших глазах произошел закат гуманистического проекта: кризис рационализма, позорные войны ведущиеся сверхдержавами на подконтрольных им территориях, террористы, демонстративно отрезающие головы граждан первого мира. 
Никто так и не смог определить законы, по которым развивается человечество. Когда нет уверенности в завтрашнем дне, общество обращается к мистическому, иррациональному опыту. Отсылка к национальному, как к единственному пути развития, к войне как форме защиты государственных интерсов, создает условия для пробуждения Героя (персонажа, универсального символа), сконструированного в условиях военной реальности, где смысл вещей до предела прост : тут наши, там враги, и сразу очевидно, кто герой, а кто нет. И этот герой – солдат, который вернется в гробу за интересы своего государства. В проявлении патриотизма и желании защитить исторические границы, он получает сомнительное право убивать другого, исполняя долг. А ведь в национальном герое, как в фокусе, собирается то лучшее и ценное, к чему устремлено общество его породившее . Героизм нужен для тяжелых времен, – пишет представитель "потерянного поколения" Э.М. Ремарк в " Трех товарищах''. И если на войне понятно, за что сражаться, то за что бороться остальным, разве только за преодоление варварской дикости в себе - вопрос, на который еще нужно найти ответ.

Экспозиция проекта построена с помощью произведений художников, которые работают в разных направлениях : от футуризма Наталии Гончаровой до радикального акционизма Александра Бренера. Объединенные обращением к проблеме кризиса гуманистического проекта либерального общества, они задают больше вопросов, чем дают ответов. Оставляя образы современных героев в прошлом – в мифологических сценах Древнего Рима и братских могилах времен Второй мировой войны обнажается суть героического. Возникает образ беззащитного солдата, жизнь которого принесена в жертву абстрактной идее. Подвиг которого будет завтра отменен, а его история станет неудобной и тяготящей. Анализируя последствия столкновения с военной реальность, в проекте отображена ситуация в которой нет победителя. В экстатичной пляске смерти участвуют все.

Участники: Александр Бренер, Наталия Гончарова, Андрей Сигунцов, Андрей Чепурко.

Earlier Event: May 27
VideoShooting - Studio L